Ёжик в тумане [1975]
Hedgehog in the Fog
Yozik in the Fog
Производство: СССР
Жанр: фэнтези
Тип: короткометражный фильм, 10 мин.
Режиссёр: Юрий Норштейн
Сценарий: Сергей Козлов (1)
Средний балл: 8.8 из 10
Место в рейтинге: 87 из 1108
Справка:
«Ёжик в тумане» признан лучшим мультипликационным фильмом планеты на «Мультипликационном фестивале Лапута», состоявшемся в Токио 26 мая 2003 года. Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.
Для всех желающих:мифологические архетипы мультфильма "Ёжик в тумане".
Композиция сказки "Ежик в тумане" построена на пространственном перемещении главного героя вдоль границы двух миров - реального и потустороннего. Ежик отправляется в путь в сумерках, в период перехода от дневного света к ночной тьме.
Самое главное существо, ради которого Ежик спускается в туман, - Белая Лошадь, утонувшая в тумане по грудь, имеет белую масть, что сразу переводит ее в систему образов загробного мира. Конь не только в религии, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная функция коня - посредничество между двумя царствами. Поэтому стремление Ежика узнать, что происходит с лошадью, можно оценивать как интерес к явлениям потустороннего мира, а само путешествия героя сказки - как Путь познания, проходящий через границу двух миров.
Символом такого знания становится встреченное ежиком дерево - огромный Дуб. Это яркий образ Мирового Древа, которое топографически проходит сквозь границы трех миров - хтонического, земного и небесного, являя собой структуру Космоса.
Величие дерева так потрясает Ежика, что он теряет узелок с малиновым вареньем для Медвежонка - волшебный предмет, символизирующий связь героя с реальным миром. Находит и приносит узелок Собака - существо, являющееся проводником в царство мертвых (египетский Анубис).
На пути в тумане ежику встречается Река - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. ежик падает в воду, переживая своего рода смерть (его понесло по течению). Но и в реке обнаруживается добрый дух - безмолвно говорящая невидимая рыба, как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Рыба выносит Ежика на другой берег, на землю - средний мир, центр космоса и начало жизни.
Целью путешествия Ежика была встреча с Медвежонком - они вместе считали звезды (символ верхнего мира в архаической мифологии). В этом виден мотив познания, и одновременно подтверждение другого сакрального знания - о бессмертии. Ярким подтверждением такого знания являются постоянно сгорающие в огне можжевеловые веточки, на которых Медвежонок (еще один архаичный хтонический символ) ставит самовар. С можжевельником в мифологических представлениях устойчиво связывается символика смерти и ее преодоления как начала вечной жизни. Ежик настолько потрясен открывшейся для него картиной вселенной, что остается безучастным к действиям Медвежонка и продолжает размышлять о действиях Белой Лошади в тумане, т.е. его сознание продолжает оставаться на границе двух миров, на зыбкой грани сознательного и бессознательного осмысления бытия.
Из учебного пособия "Социология трансграничности"
М. 2005
Глава "Трансграничность в символике образов по м/ф "Ежик в тумане" (с несущественными сокращениями).
Кому ещё трансцедентных ежиков? %)))
Вот что бывает, когда фэны японской анимации пересматривают советские мультфильмы. Люди, люди, что ж вы делаете-то! Не издевайтесь так над бедным "Ежиком". Философию на полном серьезе ищете, психоанализ применяете. Мультфильм детский, но оттого еще более любимый взрослыми за простые детские истины, которые все постигают в детстве, и эти моральные установки прописаны в сказках Сергея Козлова, по одной из которых и снят мультфильм.
Ежик идет к другу, идти страшно, но друг дороже, он ждет тебя, как не ждет никого другого, у вас на двоих одна тайна, одно общее дело, и это самая важная детская тайна – вы считаете звезды. Никто, кроме вас, до этого не додумался. А все страхи оказываются придуманными, когда выходят из тумана. А настоящего страха и не заметишь, пока не посмотришь ему в лицо, пока он только крадется за тобой. Друг важнее всего, но те, кого ты встретил там, в тумане, тоже становятся тебе знакомыми, и ты приучаешься волноваться за них.
Может быть, поэтому «Ежик в тумане» просто позволяет взглянуть по-другому в наше собственное детство, вспомнить тайны, которые прячутся в тумане, и чувство удивления и изумления от маленьких детских открытий, сделанных когда-то.