The Twelve Kingdoms Chronicle
Juuni Kokki
12 Countries History
Juuni Kokuki
12 Kingdoms
12 Kokuki
十二国記
Производство: Япония
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Тип: ТВ (45 эп. + 1 спэшл), 25 мин.
Трансляция: c 09.04.2002 по 30.08.2003
Режиссёр: Кобаяси Цунэо / 小林常夫
Автор оригинала: Оно Фуюми / 小野不由美
Средний балл: 9.0 из 10
Место в рейтинге: 46 из 954
«Учитель сказал:
- В делах под Небесами благородный муж ничем не дорожит и не пренебрегает, но следует тому, что справедливо». (Луньюй, 4, 10)
«Хроники двенадцати королевств» суть эпос несуществующего народа. Этот несуществующий народ населяет материк с восемью царствами (Хан, Кё, Рюу, Эн, Кей, Ко, Со, Сай) и четыре островных государства (Сюн, Рен, Хо, Тай). Согласно их мифологии, земля была создана отцом богов и людей Тентеем. В центре мира воздвигнута гора Хо, где рождаются божественные животные кирины – и оттуда же исходит божественная государственность. Значение государственности мной нимало не преувеличено: всё дело в том, что мир «Двенадцати королевств» представляет собой не просто историческую реконструкцию (пусть и идеализированную) некоторой страны/стран, но попытку ретро-утопии. Мистическая проекция конфуцианских идеалов на фантастическую плоскость образовала мир, описанный Фуюми Оно и отснятый студией Pierrot.
«Учитель сказал:
- Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность». (Луньюй, 2, 3)
Идея совершенного государства, будоражившая умы мыслителей и политиков с тех времен, что существует письменность (во всяком случае, за этот период можно ручаться), для Конфуция воплотилась в упование на освященный традицией ритуал и на богомудрого правителя. «Ритуал» следует понимать широко: и в значении божественного установления, и соблюдения «права прецедента», и следования высшей справедливости. Сами понимаете, сколь много препятствий стоит на пути к установлению такого идеального правления. И вот, чтобы убрать хоть часть из них, в пространстве «Хроник...» был выстроен мир, где смогли существовать (и сосуществовать!) эти все понятия. Там и боги не бездействуют, и прецеденты множатся, а для высшей справедливости и совершенной гуманности имеются те самые единороги-кирины, которые наставляют каждый своего государя на путь истинный.
«Учитель сказал:
- Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение». (Луньюй, 12, 13)
В нашем мире многое упирается во время. Человеческий век и так недолог, а болезни и злосчастные случаи делают его еще короче. В любом учебнике истории приходится читать: «Но, не успев завершить начатых преобразований…» или «Однако в самом начале своей победоносной кампании...». В мире «Хроник...» этот вопрос разрешим: правители живут бессрочно долго – до тех пор, пока остаются теми самыми «истинными правителями». Отсюда – немеркнущая слава правителей Эн и Со, которые столетиями ведут своих подданных к процветанию; и – позор для правителей Ко и Хо, своими пороками и недальновидностью погубивших себя и ввергших свои народы в распрю безначалия. Ибо если правитель сходит с пути, начертанного богами, Небеса отворачиваются от него: священный кирин заболевает и умирает, а после его смерти правителю не прожить и года.
«Учитель сказал:
- Правитель, положившийся на добродетель, подобен северной Полярной звезде, которая замерла на своем месте средь сонма обращающихся вокруг нее созвездий». (Луньюй, 2, 1)
Вообще идея совести, вынесенной за переделы тела, не чужда и конфуцианству. Гуманность и государственность, «конь и трепетная лань», запряженные в одну упряжку велением свыше, должны привезти повозку человечества к новым социальным высотам. Благородные мужи не рвались управлять государством, они призваны были своим примером – самым своим существованием! – побуждать правителя к самоусовершенствованию. Правда, сообразно канонам аниме, наставники-кирины предстают перед правителями весьма юными, прекрасными и (иногда) соблазнительно противоположного пола. С другой стороны, что именно означает противоположный пол для жителей двенадцати королевств, мы толком судить не можем. Деторождение там отдано на откуп детоносящим деревьям, хотя существуют браки, ревность и разврат. Но ни на одну из этих реалий авторы не делают специального упора.«Хроники...» созданы по законам эпоса и призваны изучать деяния, а не чувства. Что же до деяний, то, согласитесь: любовные борения в эпосе – удел неудачников.
«Учитель сказал:
- Я не встречал еще того, кто любил бы добродетель так же сильно, как чувственные наслаждения». (Луньюй, 9, 18)
Потому любовных линий в «Хрониках...» нет. То есть, нам сразу обозначают интерес Асано к Сугимото, сопернице главной героини Йоко, и намекают, что предыдущую правительницу государства Кей погубило недолжное влечение к ее советнику. На этом решительно всё заканчивается. Однако весь сериал пронизывают особые, в высшей степени интимные, взаимоотношения правителей и их киринов. Причем с учетом особой духовности (и удаленности от всяческой скверны) этих последних, отношения иногда поражают некоей святотатственной близостью. Само появление кирина перед его будущим повелителем, обряд коленопреклоненной клятвы: «никогда не покину тебя» и всё такое... Зрелище красивого рослого мужчины, ползающего в ногах у юной девушки со словами вечной верности, невозможно избавить от романтической «нагрузки»! Или мельком показанная пара королева Кё/кирин Кё. Тринадцатилетняя девочка (уже сто лет, как тринадцатилетняя!) и ее медлительный, широкоплечий, флегматичный советник. С какой отточенной женской властностью она дает ему пощечины – с тем, чтобы вскоре нежно погладить саднящую щеку!..
«Учитель говорил о музыке «Весенняя»: всё в ней прекрасно и всё хорошо; и говорил о музыке «Воинственной»: всё в ней прекрасно, но хорошо не всё». (Луньюй, 3, 25)
Итак, зачем же стоит смотреть «Хроники...», если эротика дана «гадательно», психология предлагается «для начинающих» (слишком уж много решает «божье попущение»), а музыкальный ряд не заслуживает особого упоминания? «Хроники двенадцати королевств» - аниме душеполезное. Они с «упорным, напряженным постоянством» (всё-таки 45 серий; а должно было быть 68) внушают зрителям проверенные временем рецепты добродетели:
«Учитель сказал:
- Благородный муж стремится к справедливости. Малый человек тоскует о своей земле.
Благородный муж предпочитает за вину быть наказанным. Малый человек надеется на милость». (Луньюй, 4, 11)
Возможно, «Хроникам двенадцати королевств» не хватает блеску, лоску… искрометной выдумки и фасонистой графики. Возможно, он многим покажется затянут. Да, вполне-вполне возможно... Но на это учитель нам сказал:
«Искусной речью затемняют добродетель, а небольшое нетерпение может помешать великим замыслам». (Луньюй, 15, 27)
Хроники – прежде всего подробно воссозданный параллельный мир, о котором нам много и подробно рассказывают. Причем проникновение в этот мир начинается сразу с появлением в школе Кейки, который особо не заботясь что-либо пояснять, начинает произносить клятву верности у ног Ёко Накадзимы. Точно также будет происходить и дальше: сначала будут возникать какие-то слова и выражения, новые понятия, которыми и пользуются жители этого мира, и только потом, постепенно, герои будут узнавать их значение. Очень похоже на обычную жизнь ) Знание терминологии будет подкреплено отдельными эпизодами и даже отдельными сериями, рассказывающими о создании этого мира и его устройстве, законах, по которому он живет. О том насколько логичны и последовательны эти законы, можно рассуждать (да и в обычной жизни все бывает ли ясно и логично?), но все происходящее в сериале будет этим законам соответствовать, и авторы будут придерживаться их до конца. В одной из серий будут даже объясняться особенности написания иероглифов и их отличие для имен киринов и королей! К середине сериала настолько увлекаешься, что Японию начинаешь называть не иначе как «Хорай» ))
Одна из любопытных сторон сериала - изображение мира (архитектура, устройство городов, одежда, традиции) похожим на Китай, а не на Японию. Интересно, что при высокой популярности Японии и японской культуры за ее пределами, о китайской культуре известно гораздо меньше. О Японии известно если не все, то многое: и архитектура феодальных замков, и внутреннее устройство крестьянского дома, и то, как одевались простые горожане или самураи, и каковы были праздники, как было принято их отмечать. О Китае же в подобном объеме информации нет, ее нужно специально искать и неизвестно, сколько удастся найти. В сериале же всему этому уделено внимание: городские пейзажи, императорские дворцы, храмы, наряды придворных или самих правителей – все очень яркое, подробное, запоминающееся. Знали ли вы, что в китайских публичных домах столбы во внутреннем дворике окрашивались в зеленый цвет, а вот в императорском дворце – в алый? Есть возможность узнать обо всем этом и многом еще ))
Хроники не только и не столько путеводитель по другому миру, основное внимание здесь уделяется не битвам и сражениям, скорее все военные действия показаны мимоходом, как заключающий этап, как результат предпринятых действий. Хроники – это история поиска Пути, принятия Пути и следования по нему. Сюжетная линия истории каждого из героев сериала: Ёко Накадзимы, Юки Сугимото, Асано, Сёкэй, Судзу - это прежде всего поиск ответа на вопросы: кто же я; каким мне быть; как понять, какому из миров я принадлежу; как принять свою судьбу или изменить ее; как совместить то, что я хочу делать с тем, что как мне говорят, я делать должен; как правильно распорядиться той властью, теми возможностями, которые у меня есть; верить или не верить и если верить, то кому? Всегда ли власть – это свобода выбора, свобода действовать согласно собственным желаниям? Или власть – это прежде всего обязательства и ответственность? Номинальная власть, оборачивающаяся фактическим бессилием предпринять что-то действенное, помочь тем, кто действительно нуждается в помощи…
В сериале нет как таковой яркой лирической линии, романтической истории любви, и поначалу мне казалось, что именно этого сериалу не хватает. Но с другой стороны, при отсутствии любовной линии более яркими и трогательными становятся истории возникновения дружбы, преданности, доверия. Ракусюн и Ёко, Сёкэй и Судзу, да и многие другие – всем им пришлось учиться видеть сущность другого, понимать и верить друг другу. И то как это показано, захватывает, заставляет сопереживать. Возможно, любовной линии нет еще и потому, что иррациональность, страсть, влюбленность противоречат духу самого сериала, который больше заставляет размышлять о долге, о следовании своему предназначению.
Нужно сказать, что несмотря на присутствие множества существ сказочных и фантастических, и главные герои, и прочие персонажи изображены скорее реалистично. Простые жители городов и деревень нарисованы с настолько обычными, временами грубыми лицами, что порой кажутся просто некрасивыми. Черты лица главных героев все время меняются, расплываются, кажутся «не в фокусе», но это скорее делает их более живыми, а образы при этом остаются запоминающимися. Наверное, главный недостаток героев, особенно Ёко (ее Кирин тоже ей под стать:), – это их чрезмерная серьезность, и прежде всего, слишком серьезное отношение к себе, что временами начинает раздражать ) Однако спасает сериал от чрезмерной серьезности Король Эн с его здоровым чувством юмора, которое, как видно, он не утратил за все 500 лет своего правления (а может быть именно благодаря этому качеству ему и удается править так долго) и его Кирин - Тайки, не устающий задирать своего короля, хоть и не всегда по делу. Ракусюн своей добротой и философичным взглядом на мир тоже приносит немало положительных эмоций.
Музыка к сериалу потрясающе красива, однако для того, чтобы ее оценить, требуется некоторое время. Тема для opening – одна из красивейших, среди всех, которые я слышала. Она довольно необычна, поскольку это – инструментальная мелодия, однако она очень гармонично сочетается с видеорядом, передает настроение сериала и очень хорошо запоминается. Вся музыка к сериалу в своей основе имеет восточную тему, временами звучит бамбуковая флейта, струнные. Эта музыка не агрессивна, а скорее оттеняет, подчеркивает происходящее, сливается с ним, поэтому, наверное, на первый взгляд она кажется незаметной. Однако когда я стала слушать отдельно саундтрек, я была поражена, настолько мне эта музыка показалась красивой. Поэтому я советовала бы при просмотре сразу чуть больше внимания обращать на музыку, на ее нюансы.
«Хроники Двенадцати Королевств» относится, скорее, к аниме для терпеливых, способных на протяжении многих серий наблюдать за неспешным развитием событий, за душевной эволюцией героев, вникать в нюансы истории и мироздания, внимать урокам управления государства, следить за развитием интриг. Этот сериал параллельно с довольно интересным (правда, местами – немного затянутым) сюжетом, заставляет размышлять, ненавязчиво учит вещам, которые могут оказаться важны не только для героев вымышленного мира, но и просто для нас – каждый день )
Итак, по порядку:
Первая История "установления Кей" - началась, как приключение: динамично, захватывающе с неожиданными и непредсказуемыми поворотами сюжета. Сразу никто ничего не рассказывает и не объясняет: все узнается в процессе. Понравилось.
Вторая История "Черного кирина" - дела минувших дней, темп повествования снизился, психологизм, размышления. Но красиво - райская жизнь. Оценка на 4.
Третья История: с нами снова Йоко - снова динамично, заватывающе, и в то же время идут размышления о государстве, о том как им управлять, о личностях, грехах и обязанностях, о личной ответственности. Грузит. Не все так просто. И никто простых ответов не дает.
Четвёртая История "наместника Эн" - опять дела прошлого - мне показался малоинтересным этот сюжет, а может просто устала смотреть. Около 10-11 серий за раз тяжеловато смотреть. Отсмотрела начало и конец: порадовалась, что сериал окончился. (Главное вовремя уйти.)